Новини


Поради батькам дітей з глибокими вадами зору


За первые три года малыш проходит огромнейший путь психофизического развития: овладевает прямохождением, действиями с предметами, речью, приобретает физическую самостоятельность. В этот период детства происходит становление и развитие всех психических процессов, в частности восприятия, памяти, речи, наглядно-действенного мышление, воображения. Ребенок приобретает представления об окружающей среде, начинает ориентироваться в форме, размере, цвете (с остаточным зрением) окружающих его предметах и объектах.

 

У детей с глубокой патологией зрения качество жизни и адаптация в социуме зависит от своевременного направленного сопровождения родителями, педагогами, врачами.

 

Достижение успеха в сопровождении детей взрослыми зависит от следующих фактов:

  • раннее выявление и диагностика особенностей потребностей ребенка;
  • непрерывность и постепенность оказания коррекционной помощи;
  • использование специальных методов, приемов и способов воспитания незрячего малыша.

Основными задачами коррекционно-реабилитационного сопровождения в специальных дошкольных, школьных учреждениях и учебно- реабилитационных центрах:

  • обеспечение оптимально комфортных условий для комплексного воспитания и образования детей с учетом особенностей психофизического развития;
  • коррекция вторичных отклонений вследствие зрительной патологии и нарушением ЦНС;
  • формирование компенсаторных функций, обеспечивающих адаптацию в обществе;
  • укрепление физического и психического здоровья.

 

Чтобы нормально развиваться, незрячему ребенку необходима сенсорная стимуляция всех органов чувств, ведь он узнает мир, когда слышит звуки, прикасается к предметам, чувствует их температуру, запах, фактуру поверхности, вкус, и т.д.

 

Большое внимание необходимо уделять развитию вестибулярного аппарата (движения, координация) и проприоцептивного восприятия (ощущения себя в пространстве и частей тела).

 

С первых дней малыш нуждается в ласковом и внимательном уходе, чувствует свою значимость для близких людей и это и есть основа его активности. Поэтому, во время гигиенических процедур, подготовки к кормлению или во время активного бодрствования обязательно спокойно и ласково разговаривайте с ребенком, проговаривайте все свои и его действия, называйте предметы, их свойства, а детям с остаточным зрением давайте еще и сравнительную характеристику предметов.

 

Для развития общей моторики рекомендуем обратить внимание на формирование представлений о своем теле и значении частей тела, с первых дней показывайте части тела, выполняйте движения руками, ножками и проговаривайте их; поворачивайте головку ребенка в сторону звука или яркой игрушки; переворачивайте малыша на бок, животик, спинку, используйте различные тактильные коврики, мячи и т. п.

 

Формируя навыки основных движений тела и двигательную активность, повторяйте неоднократно все виды движений, сопровождая их своими руками - поворачивая, переворачивая, покачивая и т.д., используя при этом яркие игрушки, погремушки и колокольчики, тем самым заинтересовывая малыша самостоятельно двигаться и осваивать пространство.

 

Для развития мелкой моторики обратите внимание на первую игрушку ребенка – его руки и пальцы. Чем больше малыш двигает своими пальчиками, тем больше развиваются его мозговые структуры. Складывайте ручки незрячего ребенка так, чтобы его локти и пальцы сомкнулись, например, дайте ему бутылочку во время кормления Несколько раз в день выполняйте массаж кистей рук, приучайте захватывать предметы пятью пальцами, помогайте удерживать игрушку слегка прижав своей рукой пальцы ребенка. Игрушки должны быть легкими, приятными наощупь, из различных материалов (пластмасса, ткань, дерево, резина). Чтобы помочь малышу разжать пальцы, слегка поглаживайте тыльную часть кисти к запястью. В расслабленную кисть вкладывайте колокольчики или игрушки, заинтересовывая ребенка в игровую деятельность. Позже, когда малыш научится удерживать предметы, приучайте его к действиям с ними, помогайте ему перекладывать игрушку из одной руки в другую, удерживать двумя руками, касаться лица, поднятых ножек, переворачиваться за игрушкой, ползти и т. д. Не забывайте все время проговаривать все действия, названия предметов, цвета и др. свойства. Разучивайте игры-забавы «Ладушки», «Сорока-ворона», «По кочкам». Меняйте игрушки и бытовые предметы, чтобы интерес к ним не пропадал, побуждайте все время исследовать и осваивать новое для незрячего ребенка. Во время купания можно научить малыша плескаться игрушкой, бутылочкой, во время активного бодрствования можно предложить постучать разными по звучанию предметами, например, коробочкой с горохом, гречкой, несколькими погремушками и колокольчиками, включить музыкальные игрушки. Предложите ребенку обследовать игрушки с отверстиями и углублениями, колечки – грызуны.

 

Для развития ориентирования в пространстве и мобильности как можно чаще меняйте положение малыша – кладите на спину, на живот, на бок, сажайте на колени, покачивайте ребенка, носите на руках, разворачивая в разные стороны, к источнику звука, к неяркому свету, к открытому окну, чтобы он мог ощущать поток свежего воздуха и анализировать запахи. Выполняйте с ребенком гимнастику и массаж, легкую бытовую работу, посадив незрячего ребенка в рюкзачок, позволяйте ему дотрагиваться к бытовым предметам, называя их, например, «мокрая тарелка», «теплый хлеб», «холодная ложка», «мягкое полотенце» и д. р. Для формирования представлений и чувства равновесия – чаще берите ребенка на руки, покачивайте, слегка покружитесь с ним, поднимайте вверх и опускайтесь вниз, приседая, поиграйте с ним в игры- забавы: «Полетели – полетели!», «Качели». Играя, формируйте понятия: «справа», «слева», «впереди», «сзади», «верх», «вниз».

 

Отработайте с малышом позу сидения на коленях, положите его животом на ноги, а потом слегка поднимая его, покажите, как опираться на ноги и руки. Создавайте ситуацию перемещения в пространстве, заинтересуйте звучащим предметом, отодвигайте подальше, а другой рукой легонько подтолкните к предмету. Помните, что место для подобных занятий должно быть безопасным. Используйте детский манеж, куда можно привязать различные звоночки и погремушки, мешочки с фасолью и т. п.

 

Ориентирование малыша в положении стоя можно начинать с показа движений, поставив его ступни на свои и переставляя его ступни руками. Можно использовать ходунки, игровую коляску на 4 колесах. Приучите ребенка выставлять руки вперед при удержании равновесия и в целях безопасности при столкновении с предметами. Главное условие при обучении перемещениям в пространстве – это постоянство расположения предметов, вдоль стен можно натянуть шнур, чтобы малыш мог самостоятельно передвигаться, соорудите звуковые тактильные, яркие ориентиры.

 

Формируя социальные навыки у незрячего малыша, обратите внимание на развитие взаимодействия со взрослыми или другими детьми, стремления к общению, обследования микропространства; развитие реакции на обращение или прикасания знакомых и незнакомых людей, как проявление первой социальной потребности; развитие стремления к участию в простых играх, воспитание чувства физической безопасности и доверия к окружающим.

 

Незрячий ребенок узнает людей по голосу, походке, запаху. Постоянно разговаривайте с малышом, называйте его по имени, возьмите на руки и показывайте деятельность других членов семьи, объясняйте ему, что и как они делают. Играйте с ребенком вместе и приучайте его к самостоятельной игре. Умение занять себя – это важный шаг к независимости, обретению собственного опыта, накопление новой информации про предметы окружающего мира.